a
ГлавнаяОлимпийский СоветЯНА СТОКОЛЕСОВА: «В ОДНОЙ ГОНКЕ МЕНЯ СМЫЛО ВОЛНОЙ И УТАЩИЛО ОТ ЯХТЫ НА НЕСКОЛЬКО МЕТРОВ»

ЯНА СТОКОЛЕСОВА: «В ОДНОЙ ГОНКЕ МЕНЯ СМЫЛО ВОЛНОЙ И УТАЩИЛО ОТ ЯХТЫ НА НЕСКОЛЬКО МЕТРОВ»

В конце марта в Сочи прошел второй этап Кубка России по парусному спорту в олимпийских классах яхт. Саратовские спортсменки завоевали две медали. В классе 470 победу одержали Анастасия Щеглова и Людмила Дмитриева. Серебряными призерами в классе 49 FX стали Яна Стоколесова и Анастасия Могильная (Тольятти).

О том, как сложилась Сочинская регата для Яны, самой интересной и страшной гонке в ее карьере, нарушениях правил в яхтинге и практике адвоката читайте в большом интервью SPORT-SAR.

— В Сочи на прошедшем этапе Кубка России мы с моей напарницей Анастасией Могильной заняли второе место. В этом году это была наша первая регата. Тяжело конкурировать с молодыми девушками, но мы берем своим опытом. Погода была прекрасная для этого времени года в Сочи: да, были дожди, но зато каждый день был стабильный ветер 10-15 узлов! В конце апреля будет финал Кубка России, где мы планируем вернуть лидерство в нашем классе яхт.

А какая сейчас конкуренция в вашем классе? Кто в последнее время показывает яркие гонки?

— Сейчас появился экипаж Зои Новиковой и Дианы Сабировой, они выступают за Крестовский остров (Санкт-Петербург). В них вкладывают большие финансы, они тренируются за границей в Португалии и Испании, работают с иностранными экипажами, да и материальная часть (яхты, паруса и прочее) у них в идеальном состоянии и всего много, есть из чего выбирать. Плюс эти девочки пересели с детского класса 29er, в нем они были в мировой тройке. То есть опыт у них приличный, да и возможностей тренироваться больше.

Но ваш с Настей дуэт не менее успешен, и это тоже не просто так.

— С Настей вместе мы относительно недавно, буквально пару лет, мы выступали в разных экипажах до этого. Настя вообще первая девушка в России, которая начала гоняться в классе 49 FX. Ну, если честно, многие девочки показывают свое упорство и наступают на пятки. Да и вообще сложно в женском коллективе тренироваться, у всех свои амбиции и характер.

Какие у вас планы после финала Кубка России?

— В мае мне предложили участие на чемпионате Европы в классе Nacra 17 в Англии, где будут разыграны лицензии на Олимпиаду-2020 в Токио.

Мы будем за вас болеть! Расскажите нашим читателям о классе Nacra 17 и вашем опыте выступления в нем.

— Классы 49-й и Nacra считаются экстремальными, но Nacra сейчас по праву занимает первое место в самых скоростных олимпийских классах яхт — это катамаран на подводных крыльях, который буквально летит над водой. Я выступала в прошлом году на этой яхте, а в 2017 году даже заняла второе место на чемпионате России, участвовала в чемпионате мира. Самая интересная фишка этого класса в том, что на одной яхте обязательно должны быть мужчина и женщина, то есть это единственный вид парусных яхт, на которых выступают смешанные экипажи, когда в остальных дисциплинах — отдельно мужские и женские.

Можете вспомнить самую яркую гонку в этом классе?

— Ну, самая интересная гонка в Nacra была на чемпионате мира в 2017 году, это был мой первый опыт на ней. В одной гонке мы летели, и меня смыло волной, утащило от яхты на несколько метров, а так как я пристегнута, и есть резинка, которая притягивает меня к лодке, меня по воде потащило обратно, было страшно, есть даже фото моего полета .

И сколько так летали?

— На самом деле, это было несколько секунд, но мне казалось, что вечность.

Кто будет вашим напарником в Nacra на чемпионате Европы?

— В мае я буду выступать с Вячеславом Шулудяковым из Ростовской области. Это тоже очень опытный гонщик в своем классе. К сожалению, перед чемпионатом Европы, у его напарницы появились проблемы со здоровьем. Собственно, поэтому я и еду с ним выступать.

Есть какие-то различия в подходе к работе в женском экипаже и миксте?

— О да, различия колоссальные. Но, как и в любом экипаже, не важно, женский он или мужской, нужна совместимость характеров, целей и вообще отношение к жизни в целом. Если не получается найти общий язык с напарником, то такой экипаж долго не проживет. С Настей, на мой взгляд, у нас идеальные отношения (улыбается). Мы очень похожи и друг друга понимаем, нам комфортно на одной яхте! Что будет со Славой, я еще не знаю, но, думаю, мы сможем найти общий язык и хорошо выступить на предстоящем чемпионате Европы.

Расскажите, как обычно складывается работа экипажа перед стартом гонки?

— Конечно, у нас всегда есть глобальные какие-то цели. Например, если есть ближайший соперник по очкам, которого надо обогнать или не дать возможность нас обогнать, мы контролируем соперника. То есть наша задача — прийти перед ним, грубо говоря, куда он туда и мы. Перед каждым стартом мы с напарницей обсуждаем, какая сторона дистанции выгодней, где лучше брать старт и т.д., ведь погодные условия постоянно меняются, а еще в перерыве между гонками у нас есть возможность подойти к тренеру, который находится на катере. Он объясняет наши ошибки и указывает на изменение погоды: силу течения, направление и силу ветра, и прочие мелочи.

А есть ли какой-то стиль у каждого из экипажей?

— Стилей нет особо, но есть гонщики, которые лучше выступают, например, при слабом ветре, некоторые при сильном.

Какая погода вам больше по душе?

— Если честно, совсем слабый ветер ни одному яхтсмену не будет по душе, это очень муторно и скучно. Уверенно мы себя чувствуем в средний ветер (примерно 4-6 м/с), а в ветер более 10 м/с интересно, конечно, гоняться, но там уже гонки на выживание идут.

 — Бывают ли грубости со стороны соперников во время прохождения дистанции?

— Бывают, конечно, особенно среди девушек (улыбается).

Но ведь на таран нельзя идти.

— Конечно нельзя, есть определенные правила парусных гонок, в которых сказано: кто и при каких условиях должен уступать дорогу, как ПДД — только на воде. Есть помеха справа, а есть правый галс. Кстати, этими правилами расхождения в гонке очень многие пользуются, потому что можно после гонки подать протест на соперника за нарушение правил. Этот протест разбирает специальный комитет, ну, грубо говоря, суд. Из доказательств только наши грамотные слова, в роли адвокатов выступаем мы сами. В общем, кто знает хорошо правила и весь процесс разбора протестов, тот обычно выигрывает. Тогда либо наказывают твоего соперника, либо оправдывают тебя (улыбается).

В вашей карьере бывали такие спорные случаи?

— Конечно, это обычная практика, особенно на чемпионате России, там у всех страсти накалены, все гонятся за местом в сборной. Если честно, мне нравится этот процесс, и именно я выступаю от нашего экипажа в роли адвоката, потому что у меня есть опыт судейства и прекрасный учитель Павел Зимин, судья всероссийской категории, который делится своим опытом и учит выигрывать протесты.

Согласитесь, что одно дело участвовать, как спортсмен, другое дело как судья. Все-таки это тонкая работа. Что вас в ней привлекает?

— Со стороны судьи видны ошибки спортсменов, и вообще гонка смотрится иначе. Когда в яхте сидишь, у тебя мысли об одном, как ее быстрее разогнать, как правильно настроить парус, где усиление ветра, где соперники, в какую сторону дистанции лучше пойти и т.д. А когда наблюдаешь за гонками со стороны судьи, все более заметно и понятно.

У меня был опыт судейства первенства России по матчевым гонкам, именно в этих гонках правила – самая важная составляющая. Эти гонки еще называют «дуэль под парусами». Смысл в том, что в гонке участвуют всего две яхты, важно прийти первым и заставить соперника ошибиться, нарушить правила. Там идет турнир, то есть каждый с каждым сначала прогреется, потом определяется шестерка сильнейших, из них тоже соревнуется каждый с каждым, потом четверка, а далее идут финалы за первое и третье места.

Плюс к тому, там идет прямое судейство, то есть за этими яхтами ездит катер с двумя судьями, которые следят за гонщиками. И если кто-то нарушает правило, судьи вешают флаг, и яхта, которая нарушила правила, обязана раскрутиться вокруг своей оси на 270 градусов. Так вот, я была одним из судей, а моим напарником был немецкий судья Лоренц Вальх. Мне приходилось общаться с ним на английском, управлять катером, параллельно следя за яхтами и принимать решение, кто нарушил правила. Это был невероятный опыт!

Яна, получается, вы такой универсал: и спортсмен, и судья; также выступаете в разных классах. А в теории яхтсмен может освоить все имеющиеся классы?

— Да, это реально. В принципе, все яхтсмены — универсалы, ведь принцип хождения под парусами один и тот же. Разница в классах —это техника и настройка. Я выступала в различных классах, тем более, мы часто участвуем в матчевых гонках, а там всегда разные яхты.

Почему предпочтение отдаете именно Nacra и 49-му?

— Они быстрые, динамичные, экстремальные. За ними будущее парусного спорта! Сейчас идет тенденция к зрелищным видам спорта, а классический парусный спорт скучен, никакого экшена.

На вас сейчас обиделись все «классики».

— Не думаю — все меняют свои классы на более перспективные.

Правильно ли я понимаю, что привычные сегодня для нас классы яхт в будущем потеряют свою популярность?

— Конечно. Я думаю, еще пару олимпийских циклов 49 FX и Nacra 17 останутся в программе. Но к 2024 году у нас будут новые классы в олимпийской программе и даже кайты! Вообще кайт раньше был далекой темой от яхтинга: они сами по себе, у них своя тусовка, мы сами по себе. Но сейчас много яхтсменов покупают себе кайты и участвуют в соревнованиях, тоже начали изучать этот вид парусного спорта. В августе 2018 года был первый совместный чемпионат мира, где были олимпийские классы яхт и кайты. У меня было только одно занятие по кайтингу и то на берегу, но мне понравилось, и я бы хотела еще попробовать себя в кайте.

Обсуждается ли среди яхтсменов попадание зимнего кайта в программу Олимпийских игр?

— Что касается зимнего парусного спорта — сноукайтинга и буера — на мой взгляд, это зимнее развлечение для яхтсменов, а не спорт для Олимпиады. Тем более, наш спорт считается летним, и было бы не справедливо занимать чье-то место в зимней Олимпиаде.

Фото: личный архив Яны Стоколесовой

Поделиться: